ЦИТАТА АКВАРИУМА #11. ГОРОД ЗОЛОТОЙ "Тебя там встретит огнегривый лев и синий вол, исполненный очей, с ними золотой орёл небесный, чей так светел взор незабываемый". Эти строки знакомы всем, кто когда-либо слышал об "Аквариуме". Для многих это вообще визитная карточка группы. Однако мало кто знает, что Борис Гребенщиков не имеет отношения ни к тексту, ни к музыке - он просто исполнил "Город золотой", да и то - изменив начало... Алиса, кто написал "Город золотой"? В первой половине 80-х, когда Гребенщиков стал исполнять «Под небом голубым», музыкант сам признавался, что не знает истинных авторов песни. Чуть позже ситуация прояснилась и стала выглядеть следующим образом. Мелодию в XVI веке написал итальянский лютнист Франческо да Милано. Текст сочинил поэт Анри Волохонский в Париже. А совместил музыкальную и лирическую стороны легендарный «Хвост» — Алексей Хвостенко. Причём мелодия стала популярна среди советских слушателей после выхода пластинки «Лютневая музыка XVI — XVII веков», которую записал в 1970 году некто «В. Вавилов». Миру известно множество мистификаций. В литературе это Ромен Гари и Николай Солодовников, в культуре в целом – «Ленин-гриб» Сергея Курёхина, а в музыке – советский гитарист и лютнист, исполнитель и композитор Владимир Фёдорович Вавилов. На пластинке «Лютневая музыка XVI – XVII веков» Вавилов переиграл произведения английской народной музыки времён королевы Елизаветы, а также итальянских классиков масштаба Джулио Каччини и Франческо да Милано. Того самого, которому до недавнего времени приписывалось авторство мелодии «Под небом голубым»! Почему «приписывалось»? Давайте обо всём по порядку. Сегодня новейшие исследования это подтверждают, но вот для советской музыкальной номенклатуры такой поворот сюжета был бы неожиданным и явно поставил бы крест на возможности самой мысли об издании «Лютневой музыки»! Всё дело в том, что автором всех музыкальных произведений, кроме «Зелёных рукавов», выступил… сам Владимир Вавилов! На мистификацию композитора сподвигло желание поделиться с миром созданной им музыкой, которую бы никто в советское время не опубликовал по причине неизвестности рядового сочинителя, а также недопустимых названий вроде “Ave Maria”! Поэтому Владимир Фёдорович крепко подумал и приписал авторство созданных им мелодий авторитетам XVI – XVII веков! Ту же “Ave Maria” Вавилов приписал Каччини, «Ричеркар» – Николо Нигрино, «Павану» – Винченцо Галилеи, «Чакону» – Гансу Найзидлеру, «Пастуреллу» – Жану Байфу, «Гавот» – Дени Готье, а ещё две песни, три ричеркара и одну сюиту для лютни – Франческо да Милано! Впоследствии Анри Волохонский положит на мелодию канцоны этой сюиты стихи, а Алексей Хвостенко впервые исполнит песню «Город золотой», которая станет абсолютным хитом «Аквариума», начиная с середины 80-х! Но тогда, в 1970-м, никто и представить не мог, что все сочинения принадлежат не указанным деятелям Возрождения, а самому Владимиру Вавилову! Франческо Канова да Милано (1497 – 1543 гг.) – выдающийся лютнист Италии, который современниками был прозван «божественным». Его «Семь книг для лютни» были признаны в Европе повсеместно, а их автор служил придворным лютнистом сначала при герцоге Гонзаго в Мантуе, а затем у кардинала Медичи во Флоренции и у папы Павла III в Ватикане. На месте захоронения да Милано в XVIII веке была построена знаменитая миланская опера Ла Скала. Вот и получилось, что не одно десятилетие музыка «Города» приписывалась выдающему лютнисту Италии, а не скромному советскому мистификатору, написавшему «Канцону» спустя почти полтысячелетия после да Милано! Одним из первых подлог «во спасение» обнаружил профессор Московской консерватории Шандор Каллош. Он досконально «разобрал» пластинку и пришёл к однозначному выводу, что музыкальные произведения не имеют отношения к лютне в принципе… И уж тем более приписывание их де Милано и Нигрино – нечто сродни святотатству! Исключением стали, естественно, всем известные «Зелёные рукава», на которых, по всей видимости, Вавилов и пытался «выехать» из ситуации, в которую, из благородных побуждений, он сам себя и поставил. Собственно, песня “Greensleeves” появилась в Англии не позднее XVI века. Считается, что автором текста к известной народной мелодии выступил король Генрих VIII, посвятивший строки Анне Болейн, сердца которой он тогда добивался. Характерно, что указание именно зелёного цвета рукавов – явный эротический штрих, ведь на платье этого цвета оставались не так заметны следы травы после любовных утех на лоне природы… Так что Генрих VIII был тот ещё совратитель, хотя с Анной оказался честен и взял её в жёны, бесчестно бросив при этом первую… На столь авторитетную балладу и поставил Вавилов! За нею, как за стеной, все прочие вещи могли сойти за музыку трёх-, четырёхсотлетней давности… И ведь сошли! Причём получилось всё настолько естественно, что в 1986 году на диске «Десять стрел», где впервые прозвучала аквариумная запись песни, в качестве композитора значился Франческо да Милано! В 2020 году исполнилось 47 лет со дня смерти Владимира Вавилова и вдвое больше - со дня его рождения… Но его музыка жива в вечности! И в очередной раз восхищаешься непреодолимой силой таланта, ратующего не о себе в искусстве, а об искусстве для всех!